Восхитительная шведская художница Хильма аф Клинт пришла к абстракционизму за годы и годы до Малевича, Мондриана и Кандинского (через творчество которых квдаратики решили взять всю суть бытия и всю власть - http://katab.asia/2016/01/05/square-sut/) - и все по воле невидимых "духовных учителей", High Masters, направлявших ее руку. Мистик, медиум и спирит, она создавала картины, о которых Рудольф Штайнер говорил, что «в ближайшие 50 лет они не будут поняты». Хильма находилась за пределами европейского художественного дискурса и "случайно открыла абстракционизм" сама. Ну как сама... Она входила в закрытую спиритическую группу «Пять» (De Fem), в которой и создала первый свой "автоматический" рисунок. Будучи уже зрелым медиумом, она так описывает процесс своего творчества: «картина была написала прямо „из“ меня, без каких-либо предварительных эскизов и с великой силой. Я не имела никакого понятия, что картина должна была изображать, и тем не менее я работала быстро и уверенно, не меняя ни одного мазка кисти». В общем, по ее мнению абстракционизм в ней открыли для себя High Masters. Впрочем, Хильма была очень образованной художницей - не самоучкой, а одной из самых успешных студенток Королевской академии искусств. Но богемная жизнь мало ее интересовала - в отличие от эзотерической, которая у нее началась уже в семнадцать, со спиритуализма и теософии. В конце концов, ее творчество вылилось практически в собственную мистическую систему с друзьями сердец наших (существами, проливающими на нас свет - avonwener'ами), личным алфавитом, только не желания, а знания, которым художница обзывала картины (U - духовная природа мира, W - материя, вторична по отношению к U, etc), розенкрейцерским символизмом (влияние того же Штейнера). Вообще можно сказать, что творчество Клинт - это не вполне абстракционизм. Клинт стремилась к творчеству, но не стремилась "писать абстракционистские картины", практиковать искусство в понимании современников или нашем сегодняшнем понимании; она... точнее, она и источник ее творчества, они вместе - нуждались в адекватном их посланию языке, который оказался абстрактным и возвышенным. На этом языке Клинт осмыслила сотворение мира, распятие Христа, христианскую религию, точку зрения Будды, достигнув предельного высказывания в т.н. "работах для Храма", после чего ее духовное руководство кончилось, и она отправилась в самостоятельное плавание, сменив формат работ (они стали меньше размером). Впрочем, есть в ее творчестве и совсем уж абстрактные и одновременно с тем жизненные пространства - надеемся, некоторые наши читатели, как и мы сами, могут попросту почувствовать, что там они когда-то уже бывали. Сейчас не вполне понятно, не перемудрила ли Клинт со своим духовидствованием, да еще и под чужим влиянием... Создав за жизнь больше тысячи работ, она решила скрыть их, считая, что мир к ним еще не готов. Был ли источником этой мысли источник ее творчества - или эта мысль исходила от тех, кто свет не проливает, а укрывает, прячет и умаляет? Международной аудитории ее работы были представлены лишь в восьмидесятых. Ее ждало мировое признание.

Теги других блогов: художники абстракционизм мистика